9 февраля, 20:30
Комфортный
звук на концерте
Интенсив-практикум Алексея Белова по основам звукорежиссуры для вокалистов
9 февраля 2020 состоялся практикум по концертной звукорежиссуре для вокалистов. Алексей Белов — старший звукорежиссёр Клуба Алексея Козлова, один из лучших профессионалов, концертный звукорежиссёр Алексея Чумакова и Евгения Маргулиса — рассказал, как обеспечить комфортный звук на сцене и что для этого нужно делать. Подробный конспект встречи подготовила Диана Несмеянова, и мы с удовольствием делимся им с вами.

1
Как называть человека за пультом? Звукорежиссёр — слово из СССР, возникло давно, и такого понятия в остальном мире нет. В английском есть термин «sound engineer», а иногда и попросту — «soundman». Главное, не называть звукооператором. А вот «звукачом» — можно.
2
Самая правильная фраза, с которой стоит начать работу на площадке — «Кто отвечает за звук сегодня?» Выяснить, познакомиться, имя — запомнить.
3
Если звукоинженер постоянно работает на этой площадке, то с ним лучше посоветоваться и во многом ему довериться. Он(а) знает, как изменится помещение, когда придут люди. А ещё, когда специалистам доверяют, у них вырастают крылья за спиной!
4
Что конкретно настраивать — зависит от ситуации. Представим, что всего 15 минут до начала. Что делать?

4.1. Вспомнить, что сразу не зазвучит, кто бы ни был за пультом. Дать звукачу время.

4.2. Издавать звуки! Если молчать, то никто ничего не сможет настроить. Можно сначала поговорить, посчитать от 1 до 10. Проверить звуки «н», «м», «у», «и», шипящие.

Лучше делать это на том языке(ах), на котором(ых) собираюсь петь. Общаться со звукачом в микрофон, желательно — на улыбке, тогда всё чётче артикулируется.⠀

4.3. Попеть, наконец. Показать звукоинженеру тесситуру (вокальный диапазон), подачу. Объяснить, что будет песня и тихая, и громкая (условно). Давать как можно больше информации в этот момент, не бояться выглядеть глупо.
5
Если звукач уже настраивает микрофон, то это хороший признак: значит, уже всё включено, звук в зале — настроен, колонки — поставлены.
6
Важно понять и объяснить звукоинженеру, что именно сегодня будет происходить. Например: «Мы поём каверы, в стиле таком-то, состав: вокал, гитара, бас, барабаны, оба гитариста ещё и на бэк-вокале». Если представляем, как всё должно стоять — нарисовать.

7
Лучше всего высылать техрайдер заранее, вместе с ним можно и нарисованный план сцены.
8
Вокалисту важно находиться на сцене возле своего монитора, это лучший друг для того, кто поёт. При этом надо помнить, что угол раскрытия монитора 40–60 °, максимум 90 °, а по вертикали — ещё уже. Важно направить монитор на себя, чтобы звучал не в ноги. Пюпитр напротив монитора не ставить.
9
Чтобы правильно составить техрайдер, лучше всего сначала спросить у участников, что им нужно для работы на сцене, а потом попросить знакомого звукоинженера помочь со списком.
10
На площадке — просить, добиваться комфортного звука в мониторы. Необязательно громкого, главное — комфортного. Голос — самый негромкий инструмент, поэтому просить «прибрать» звук остальных инструментов — совершенно нормально. Можно использовать фразу: «Ребят, очень громко на сцене, я себя не слышу».
11
Ещё, чтобы на сцене было комфортно в плане звука, Алексей рекомендует делать «громкую» и «тихую» части сцены. Например, поставить барабаны сбоку, а не по центру. А вокалиста передвинуть поближе к клавишам. Тогда вокальный микрофон будет не так сильно ловить звуки барабанов.
12
Что делать, если заводится (визжит) микрофон? Убрать от монитора, направить сеткой в другую сторону и не закрывать рукой! Это лишь усиливает заводку.
13
Как выбрать микрофон? Взять знакомого звукоинженера с собой на выбор. Шнуровой, при прочих равных, чаще всего звучит лучше, чем радиомикрофон. Конденсаторный хуже ведёт себя на громких сценах, чем динамический, а ещё его нельзя ронять.
14
Объясняя звукоинженеру, что именно я слышу, лучше пользоваться эпитетами: мутный, ведро, банка, бубнёж и т. п. Если не понимаю, что хочу изменить, попросить подойти и послушать, помочь.
15
Не надо говорить «добавьте низов голосу» — в голосе их нет. Лучше сказать «Мне не хватает нижней середины».
16
С динамическим микрофоном работает эффект proximity, то есть близости. Если поднести его ближе к лицу, то низкая середина проявится сильнее.
17
Сцену лучше расставлять так, чтобы было, прежде всего, удобно вокалисту.
18
Вместо экрана для барабанов Алексей Белов предлагает использовать круги: от них не так сильно отражается звук в микрофон вокалиста.
19
Ещё Алексей рекомендует петь «всухую» — без обработки в мониторах: это больше даёт в плане профессионализма и понимания, что происходит с голосом. Так и говорить звукоинженеру: «Мне в мониторы эффектов не надо».
20
Если на сцене плохо себя слышу, можно зажать ухо: закрыть отростком ушной раковины слуховой проход. Это поможет услышать себя, и звукоинженер это тоже увидит, попробует изменить ситуацию.
21
После концерта можно поблагодарить за работу и попросить «сохранить нашу сцену» на флешку. Когда следующий раз будем играть на этой площадке — пригодится!
22
Если работаем с эффектом delay (эхо) — послушать, сколько повторений. 2–3 для среднего и медленного темпа — это нормально. Если песня совсем медленная, то можно и больше.
23
После того, как вокалист отстроился — обязательно послушать ещё, как звучит вместе с музыкантами.
24
И в целом — Алексей Белов советует как можно больше приходить на концерты хороших исполнителей: слушать, анализировать, набираться информации и даже задавать вопросы.
Интенсив состоялся в Rock Studio. Модерировала встречу Таня Балакирская, действующий вокалист и композитор, основатель Vetvi Music. Партнёром выступил образовательный центр Lanote Education. Благодарим Алексея Белова за профессионализм, открытость и готовность ответить на любые вопросы.
Made on
Tilda